Фонд содействия больным рассеянным склерозом
Как можно помочь при нарушениях речи?

Порой мне трудно говорить, а опытного логопеда у нас нет, что делать?
Лечение подобных нарушений важно, так как они могут мешать взаимоотно- шениям больного с окружающими, снижая качество жизни. Выбор метода лече- ния зависит от вида и степени изменений. Это могут быть различные меропри- ятия, включающие медикаментозное лечение, протезирование, хирургическую коррекцию, специальные упражнения.
Можно назвать несколько общих правил.
⦁ Следить за осанкой и положением головы.
⦁ Не спешить при разговоре.
⦁ Избегать громкого окружения.
⦁ Говорить с партнером медленно, делая необходимые паузы, поддерживая визуальный контакт.
⦁ Сделать хороший зубной протез, излишняя слюна мешает четко говорить.
⦁ При необходимости медленно повторить предложение.
⦁ Иметь достаточно времени как для понимания, так и для высказыания. Выраженность длительно существующих (более полугода) нарушений речи,
если они доставляют неудобства, можно уменьшить с помощью специальных упражнений для тренировки речевых мышц, которые назначает логопед. Специа- лист также поможет научиться говорить короткими фразами (чтобы хватало ды- хания на всю фразу), не торопясь.
В данном случае можно порекомендовать ряд полезных упражнений.
⦁ С открытым ртом язык вытянуть и втянуть.
⦁ Кончик языка поднимать и опускать за зубами.
⦁ Кончиком языка попеременно доставать углы рта.
⦁ Повторять:
уи уи уи уи… (менять громкость звука) да да да да…
та та та та
га га га га ка ка ка ка ба ба ба ба

па па па па
кала кала кала кала лака лака лака лака теке теке теке теке кете кете кете кете птк птк птк птк бдг бдг бдг бдг
⦁ Языком упираться поочередно в разные щеки.
⦁ Кончиком языка осуществлять круговые движения во рту.
⦁ Повторить каждое слово 5 раз: пеликан, порт, польстер, пауза, принтер, по- лиция, педагог, паприка, пикник, тюльпан, трюк, томат, торпедо и т.д. (подобрать подобные слова — до 50).
Упражнения челюстями:
⦁ Рот поочередно открывать и закрывать.
⦁ Выдвинуть нижнюю челюсть и медленно двигать вправо — влево.
⦁ С вышеуказанной позиции делать круговые и жевательные движения с от- крытым и закрытым ртом.
Упражнения губами:
⦁ Сделать губы тонкими и толстыми с открытым и закрытым ртом.
⦁ Поднять правый угол рта, задержаться, отпустить. После короткого пере- рыва то же упражнение слева.
⦁ Повторить букву «а» с разной громкостью, переходя на букву «о». При упражнении держать рот открытым.
При нарушениях голоса рекомендуется:
⦁ Много пить. Это могут быть горячие или холодные напитки, но без газа.
⦁ Ограничить кофе и алкоголь, обезвоживающие организм. В любом случае затем необходимо побольше пить.
⦁ Ограничить молочные продукты, усиливающие выделение слизи.
⦁ Не употреблять горячую или острую пищу.
⦁ Не курить (как сказал один товарищ: лучше пахнуть, чем вонять).
⦁ Ограничить острые леденцы, в том числе с ментолом, и носовые аэрозоли.
⦁ Можно использовать ингаляции соленым ромашковым чаем.
⦁ Носовое дыхание увлажняет воздух в дыхательных путях.
⦁ Полоскать горло соленой водой или отваром шалфея.
⦁ Говорить обычным голосом, не шептать.
⦁ Лучше не откашливаться, а проглатывать слюну.
⦁ Избегать высокой влажности.
⦁ Стремиться держать корпус ровно.
⦁ При необходимости делать упражнения на расслабление.
⦁ Избегать речевых нагрузок, использовать перерывы в разговоре.
⦁ Стремиться говорить четко и ясно.
⦁ Использовать голосовые упражнения (ммммммммммммммммм,
мммммммммммоооооооооооммммммммм).
Из письма пациента: «У меня были серьезные проблемы с речью. В то вре- мя у нас не было специалиста, и мне посоветовали заниматься самому. Я ходил, набив рот грецкими орехами, и проговаривал различные скороговорки. Часто произносил молитвы. Читал громко вслух своим детям сказки. Сейчас бывают проблемы с речью, когда пытаюсь на сильном морозе что-то рассказать, но в те- пле все проходит».

Медикаментозное лечение индивидуально и зависит от типа расстройств речи. Как при многих пароксизмальных расстройствах, хороший лечебный эф- фект оказывает карбамазепин, но некоторые больные реагируют только на фени- тоин или ацетазоламид.